Единственный способ делать что-то хорошо, быть искренним и приносить пользу — делать это вместе с людьми с которыми у тебя есть взаимопонимание и сходятся задачи. «Я работаю с теми кто пришел» и «клиент всегда прав» это или халтура или мошенничество.
В каждом пункте я стараюсь объяснить почему я так думаю и предлагаю варианты решений. Если с чем-то есть несогласие или не видишь своего варианта, смело пиши мне! Значит я что-то упустил и нужно дополнить.
Содержание:
1. Про эксперименты/обучение/творчество и другие задачи.
3. Если я боюсь людей и у меня мало друзей.
4. Как быть когда уже заблудился.
5. Как говорить с людьми и как говорить «нет».
1. Про эксперименты/обучение/творчество и другие задачи.
Если у тебя есть понимание что ты снимаешь и зачем, из этого вытекает и понимание кто тебе нужен. Хочешь научиться работать с эмоциями? Помимо того что неплохо бы поучиться и разобраться как это работает, тебе нужны люди, которые эти самые эмоции умеют (и не боятся) проявлять. Например актеры? И многие открытые, яркие люди. А вот модели — чаще всего очень плохой вариант. Они будут изображать эмоции, а НЕ проявлять их, а еще они будут замирать и отрабатывать разные позы и т. д.
Люди слишком скромные и закрытые скорее всего тебе принесут лишь плохой опыт, и если его повторить сколько-то раз (т.е. закрепить), можно очень сильно остыть, разочароваться, впасть в заблуждения (например о своей бездарности). А зачем тебе это?.. Научись на людях, которые «покажут» тебе как надо и дадут возможность отработать это с ними, а потом усложняй. НЕ наоборот.
Хочешь просто идти, гулять, снимать и не имеешь никакой цели? Да в смысле не имеешь, это и есть цель! И очень конкретная, специфическая. Для нее тебе нужен человек который Не будет ждать конкретного результата, а то и вовсе будет готов на нулевой результат.
Тебе хочется поииследовать человека как форму, понаблюдать за линиями, поиграть с кадрированием… Тебе точно нужна модель! Это ведь человек, у которого все хорошо с принятием себя, с терпением и с переживанием пристального внимания. Ведь ты будешь долго долго близко близко тыкать камерой в разные части тела и может быть даже молчать… Ты думаешь многие такое переживут? Ты-то вообще как? У тебя же еще раньше паника начнется — «а что подумает человек», «ой, а можно ли так…»…
Что делать:
1. Объяснить себе что можно и что нужно, очень хорошо объяснить, детализировать, конкретизировать. Иначе ты будешь идти в разные стороны и никуда не придешь. (Так и делаешь?.. У Крылова про тебя басня есть)
2. Объяснить себе что можно и как можно, какие обязанности у тебя, а какие у человека перед тобой. И убедить себя в этом. Иначе ты будешь сопротивляться и думать за другого человека (а это плохо).
3. Объяснить все это другому человеку у себя в голове, найти нужные слова. Ну и вообще получше определить каким должен быть этот человек, чтобы у тебя все прошло как нужно.
4. Найти такого человека и объяснить это ему, хорошо объяснить и убедиться что вы друг друга поняли.
5. Если все объяснено и человек полностью согласен, тогда себе при необходимости напоминать о пункте номер один, а человеку о пункте номер три.
Если все прошло как нужно, ты получаешь хороший опыт по реализации той самой задачи, которую задумывал, в следующий раз ты будешь больше и лучше знать что делать, будешь спокойней, уверенней, будешь лучше объяснять что-то другому человеку. А потом дойдешь до того, что сможешь работать с менее подходящими тебе людьми, ведь ты знаешь что делать, как делать и зачем.
Если все пошло как не нужно, ты не получаешь опыт по реализации своей задачи, а получаешь лишь полезный жизненный опыт о том как делать не надо. А еще постепенно становишься одним из тех кто думает что «художника никто не понимает», «клиенты м…даки», «для творчества наверное нужен талант»… и прочие заблуждения.
Придумать себе в голове красочные шедевры, а потом написать в сторис «придите ко мне кто-нибудь» или вот это вот любимое «принимаю заявки на фотосессии» и выбрать единственного кто согласился и потом страдать, это как открыть приложение доставки еды, с закрытыми глазами натыкать кнопок, а потом говорить «какое невкусной мороженое… и почему так дорого! Жулики!»… Прости чел, это не мороженое, это борщ. И всего 10 литров, потому что 20 не было.
P. S. Если ты учишься, если ты делаешь что-то очень новое или сложное, найди человека бесплатно (даже если ты снимаешь 15й год и ты профи) и обещай ему полторы фотографии, кружку кофе и приятную беседу. Иди к цели, а не усложняй себе жизнь и не бери на себя лишнюю ответственность (это безответственно и не ведет к цели)
2. Как быть в самом начале.
Ты не знаешь что ты хочешь делать и чем заниматься и к чему двигаться и кто тебе нужен? Поздравляю! Ты нормальный здоровый человек. В самом начале и на век вперед понимают или редкие фанатики (я с такими не знаком) или избегающие собственных интересов и общения с собой (они обычно долго идут к «своей» цели, прежде чем понимают, что это не их цель и зря шли…).
Не надо тебе знать чем ты будешь заниматься всю оставшуюся жизнь. И гони от себя подальше советчиков которые предлагают тебе таковое знание или «путь к нему за три недели».
Знаешь как учиться эффективней всего и так чтобы горизонт расширялся, а энтузиазм рос, и собственный рост тоже был заметен? Учиться последовательно (т.е. сначала есть борщ, потом чистить морковку, а потом думать где ее купить — не правильно)
Что ты умеешь? Ничего? Замечательно, у тебя огромный выбор. Давай сегодня поучимся с пространством работать? И заодно с настройками камеры. Потом со светом поработаем, с обработкой и т. д. А когда дойдем до людей… С чего начнешь? Учиться видеть свет на человеке? Найди терпеливого человека. Учиться работать с человеком в пространстве? Найди того кто может свободно двигаться, кем ты сможешь руководить.
Учишься снимать репортажи? Пойди на какое-то веселое общественное мероприятие и снимай там. Там тебя не побьют за то что ты всех снимаешь, там это норма. Постепенно подходи ближе и наблюдай за реакцией людей, больше смотри в глаза и улыбайся…
Знаешь что я чувствую когда начинаю снимать репортаж? (а я 14 лет снимаю). В первые 10-20 минут я чувствую панику, меня атакуют мысли «нафига я сюда пришел», потом чувствую адреналин, а чуть позже подхожу к кому хочу так близко как мне совесть позволяет, я спокоен и я кайфую. Если в самом начале у тебя есть сопротивление, это нормально. Если сопротивление не прекращается, с этим нужно работать (способов много, для некоторых даже не обязательно знать причины сопротивления, но… это уже другая история)
Резюмирую: тебе не обязательно знать что ты будешь через год и даже через неделю. В самом начале тебе нужны навыки. На мой взгляд единственный эффективный способ получить любой навык — четко определить свою задачу здесь, сейчас, понять что для нее нужно и идти к этой задаче.
P. S. я знаю что это сложно, некоторым очень сложно. Но если приучить себя к этому, жизнь станет сильно проще, творчество интересней, а бизнес еще и денег начнет приносить.
3. Если я боюсь людей и у меня мало друзей.
Бывает. Это трудное обстоятельство, но не причина (ни для чего). У меня и в 20 лет не было друзей, и в 25 меня трясло, когда я шел на свои первые съемки (иногда я до съемок не доходил, потому что слишком трясло, и было проще найти сотню причин чтобы слиться))
Таких людей как мы много. Ко мне такие на столько часто приходят, что иногда мне кажется что таких людей вообще большинство, а фотографы почти все интроверты (удивительный парадокс? А в этом есть логика. Но… это тоже другая история))
Если тебе совсем совсем трудно, обратись к психологу. Если не на столько трудно и ты можешь себя уговорить и куда-то к чему-то к кому-то привести, давай. Что можно сделать:
1. Найти человека с которым тебе очень комфортно и поучиться решать свои первые задачи с этим человеком. Так ты получишь базовые навыки и не помрешь от страха, стыда и непонимания.
2. Найти чуть менее знакомого человека и попробовать объяснить ему что ты хочешь. Открыто объяснить! НЕ «я фотограф, я учусь, пошли фоткаться», А иначе: Очень хочу попробовать тебя поснимать, но я только учусь и вообще боюсь ошибаться, и боюсь что тебе не понравится… можно с тобой попробовать поработать? Если что-то не понравится, я удалю» и т. д.
Если человек тебя услышит и поймет (и скорее всего поделиться подобными переживаниями), пробуй! А если почувствуешь что не тот человек, и что после короткого разговора он начнет тебе рассказывать о своих рабочих сторонах, показывать референсы и т. д… попробуй как-то отменить это дело и найти другого человека.
3. На съемке с нужным тебе человеком попробуй говорить так же открыто. Раз, другой, третий попробуешь, получишь позитивный опыт и дальше будет чуть проще, чуть менее страшно.
4. Возьми человека с которым ты на одной волне и пойди с этим человеком на какое-то мероприятие или в любимую кофейню и вместе подойдите к кому-нибудь и предложите поснимать… Если делать это вместе и превратить все в игру, это весело. И это даже менее страшно чем в одиночку идти на съемку о которой ты заранее договорился.
5. Если ты ставишь задачу перестать бояться людей, тебе нужно решать эту задачу. Если ты ставишь задачу научиться хорошо работать с человеком в кадре, тебе нужно решать эту задачу. Если ты ставишь задачу работать с кадром, тебе нужно решать эту задачу… и т. д.
Если ты ставишь задачу перестать бояться людей, но… идешь снимать шедевры, обещаешь 30 крутых аватарок и еще берешь за это деньги… тебе конец. Все, пока.
4. Как быть когда уже заблудился.
Не начинай все сначала. Ты там где ты есть, начни с этой точки (другой не существует). У тебя есть опыт. Опыт это не абстрактное красивое слово состоящее из страданий… Опыт это набор данных, набор выводов, шаблонов поведения и т. д.
1. Найди в своем опыте сааааамые удачные съемки. Постарайся найти те которые были хороши и в процессе и в итоге. Что это были за люди? Кто они, чем занимаются, о чем вы общались, на что и как договаривались, к чему были готовы эти люди, как они себя вели и т. д. Чем полнее соберешь картину, тем лучше.
2. Проанализируй где тебе еще добыть таких людей и как тебе «повторить» подобное. Если ты делаешь это редко или делал последний раз очень давно или это все вообще хаотичные съемки и все они были бесплатно… Отлично. Найди таких людей, подумай как описать им что ты хочешь, и опиши. Представь что это такой формат съемок.
И делай это бесплатно. Не важно сколько ты зарабатываешь, не важно что ты 98 лет уже снимаешь и ты ТОП на рынке. Ты сейчас будешь делать странное, непривычное и с теми кто Не является твоими привычными клиентами… Тебе нужно воспроизвести тот удачный опыт пару-тройку раз, и потом проанализировать — а как из этого создать новый формат? Или как это вписать в уже существующий, расширив его?
3. Начинай постепенно рассказывать о новом формате и искать новых людей. А о старом формате постепенно переставай рассказывать. Если это твой доход, делай это постепенно, делай это параллельно. Если у тебя другой доход и достаточно денег для жизни, перестань эту жизнь тратить — делай новое и то чем горишь. А тем кто приходит со старого «сарафана» так и говори — я этим больше не занимаюсь, простите, давайте я посоветую вам своего коллегу!
4. Следи за собой. Говори с собой. Пиши себе заметки, напоминалки, планы, чек.листы, в телефоне, на руке, на камеру наклей! Идешь снимать новое? Иди к этому и цепляйся за это в процессе. У тебя постоянно будет соблазн забить на работу со сложностями и свернуть на старый путь… Потому что «ну и ладно, зато фотографии хорошие сделаю». А послезавтра ты как и предыдущие 98 лет будешь смотреть на эти фотографии и не понимать зачем они тебе нужны и зачем вообще это все…
Зарабатывать деньги фотографией это работа. Зарабатывать деньги любимой фотографией — гораздо более трудная работа. Творчество это очень очень трудная работа. Идти к мечте — это самая сложная работа на свете. Хочешь простой путь? Продай камеру, посмотри на хэдхантере что-нть, работы много, заводы стоят.
5. Как говорить с людьми и как говорить «нет»
Очень простые советы для всех:
1. Не пиши «приглашаю на фотосессию», эта фраза НИЧЕГО не значит. Что тебе нужно? Что ты хочешь? Документальная история… О чем? Кто твой персонаж, каким он должен быть, какую особенность/проблему иметь? Прогулочная съемка… Это о человеке? О городе? О человеке в городе? О городе в человеке? О настроении? О твоем, человечьем, общем? Вы будете гулять и что-то ловить или что-то придумывать? А примеры есть?
Я, Вася из моей деревни, Ваня Трояновский, Питер Линдберг, фотографы Vogue, Magnum Photos и National Geographic делают прогулочные съемки. Что именно ты хочешь? Студия? О! Все вышеперечисленные фотографы (и многие другие) занимаются студийной съемкой. Студийная съемка это что, как и зачем? Если ты будешь говорить общие слова, к тебе будут приходить случайные люди. И ты будешь делать не то что любишь, а то что получается. И… нет, делай конечно, просто тут тебе ловить нечего и я тебе помочь ничем не могу.
2. Попробуй искать людей без привязки к дате и времени. «Гуру маркетинга» скажут тебе обратное, но не верь им и не верь мне, просто поробуй (попробовать это значит последовательно сделать как надо какое-то количество раз и потом сделать выводы. «Я пару раз в сторис написал два предложения» это Не попробовал. Это даже не начал)
Во-первых так ты попадаешь в более широкий круг людей, во-вторых ты ищешь людей на будущее! Ты собираешь свою «картотеку» людей… Один может через месяц, другой не знает когда может и что хочет, но ему интересно с тобой что-то попробовать и он рад поговорить позже, третий живет в другом городе и захочет там с тобой встретиться или даже вписать тебя на пару ночей.
В-третьих с теми кто тебе не подойдет, ты всегда можешь не сойтись в дате и времени — «а вы когда можете? А, простите, я сейчас чуть больше спланировал, и нашел человека на нужное время, спасибо, буду иметь вас в виду в следующий раз»
3. Подробности! Чем больше подробностей тем лучше. Обсуди с человеком все — где снимать, как, зачем, во что человек будет одет, обут, ресницы, прическа, настроение, любимая музыка, что угодно. Если человек не идет на диалог и не горит твоей идеей, зачем он тебе? А главное вот что — такой человек легко сольется. У тебя часто бывают отмены? Если редко, скорее всего в этом виноваты люди. А если часто, значит косяк где-то в том что ты делаешь и как обсуждаешь. Обе стороны должны быть искренне заинтересованы и должны эту заинтересованность проявлять.
Если ты как фотограф хочешь просто пойти и пофоткать, а человек хочет просто придти и пофоткаться, это шляпа полная (и она не нужна. Ни тебе, ни человеку, ни этому миру)
А еще — чем длиннее диалог, тем проще сказать «нет». Причем это «нет» скажет тебе сам человек! Когда поймет что для него это слишком… Видишь кого-то навязчивого и сильно не подходящего и не можешь сразу сказать нет? Разверни диалог, задай много вопросов, еще больше вопросов! Пусть этот человек передумает что с тобой связался.
Минус неправильный человек это минус проблемы и минус неправильный сарафан.
4. Говори о себе, о том что делаешь, о своих желаниях и своих ценностях на этапе трансляции себя. Говори о себе, о том что делаешь, о своих желаниях и своих ценностях на этапе обсуждения съемки. Говори о себе, о том что делаешь, о своих желаниях и своих ценностях в процессе съемки. Говори о себе, о том что делаешь, о своих желаниях и своих ценностях себе, друзьям, на кухне и первому встречному. И жизнь твоя начнет сильно меняться.
«Я думал это очевидно», «мне лень», «давай будем играть в намеки», «я знаю как нужно, я самый умный, и если нужно объяснять, то не нужно объяснять» — главная причина всех конфликтов на свете.
6. Где же все-таки искать людей…
Друзья, знакомые, друзья друзей.
— Пожалуйста, репостните этот пост, эту историю, пожалуйста посмотрите среди своих друзей, знакомых, кто мне может подойти, поспрашивайте, посмотрите в другой комнате, может на кухне, очень очень нужноооо!!! (можно для убедительности заплакать и встать на колени или предложить вкусный пирог за голову человека)
Соц.сети вроде инсты или Фб:
На твоих любимых фотографов, на твоих друзей, знакомых, на твою любимую кофейню (и т. д.) кто-то подписан, кто-то лайкает там, комментирует, кто-то отмечен на фотографиях… Покопайся! Там тааак много интересного, там точно есть тот кто тебе нужен. Да, это процесс, он иногда долгий. Но своя жизнь не собирается из чужих и готовых шаблонов.
Вконтакте. Если ты им пользуешься, у тебя самые безграничные возможности:
Тут все то же самое + удобная сортировка по городам, возрасту, полу и т. д. ВК — рай для шпиона. Буквально за час можно найти десяток офигенных людей в любом (даже не знакомом) городе на любой вкус. Проверено многократно.
Концерты, кафешки, арт-пространства (или где вы со своей ц/а проводите время)
Подходи и предлагай, подходи и молча всовывай визитку, улыбайся и делай кадры и жди когда сами к тебе подойдут, ходи каждый день и улыбайся бармену, заговори про любимого обжарщика не знаю что там еще, погоду спроси, сколько время…)) или просто ходи, сиди и жди когда бариста сам спросит кто ты и чем занимаешься.
Потому что если это хорошая локальная кофейня и правильный бариста и ты приходишь пять раз подряд и сидишь прям за барной стойкой, то он точно спросит (иначе это не правильный бариста и не хорошая локальная кофейня или ты просто в наушниках))
На улице:
На улице, на остановках, на рынках и в музеях, в общественных пространствах водятся человеки, одни из них мрачно идут по своим делам, другие вышли чтобы себя показать (одни из них знают об этом, другие уверены что сами по себе, но неосознанно только и ждут что их заметят, потом будут скромничать, осторожничать, но… они хотят познакомиться с кем-то интересным)
Посты/сторис:
Если ты фотограф, инициатива это твоя профессия. В пятой части этой статьи я подробней описал суть, прочти.
Другие фотографы!
В твоем городе есть фотографы такие же как ты (еще не очень опытные и такие же интроверты или наоборот опытные и тусовщики). Если ты думаешь что фотографы не хотят фотографироваться, это заблуждение. Если ты думаешь что другие фотографы видят в тебе конкурента и не хотят с тобой дружить, не надо судить людей по себе, люди не такие. А еще другие фотографы когда получают хорошие фотографии, то отмечают тебя и… уууууу!!! (или не «уууу», всякое бывает)
Актеры, танцоры...
Люди которые обычно любят быть в кадре, обычно не боятся фотографа, обычно могут что-то изобразить, обычно из них проще (чем из модели) достать настоящую жизнь, обычно им всегда нужны фотографии для портфолио, опыта, расширения круга знакомств, обычно они любят общаться и им есть что рассказать.
Я понимаю как сложно найти актеров и танцоров если ты живешь в поселке на 10 тыщ человек. Но в городе 200-300+ тыс. это уже решаемый вопрос. А в крупных городах такой проблемы совсем нет. Ты знаешь где они учатся, где работают, где проводят время. Онлайн и оффлайн, иди и предлагай.
Группы/паблики/темы "ищу фотографа/модель/ТФП.
Это последнее что я когда-либо буду делать ибо там почти не возможно найти тех кто мне нужен. Потому что моя идеальная ц/а это люди, которые Не ищут фотографа. , но у тебя могут быть иные задачи и тебе может быть нужны иные люди. Кто-то только там себе людей и находит, и все хорошо получается.
Нет универсальных вариантов, найди свой.
Веди соц.сети (и/или оффлайн жизнь) живо и интересно.
Если тебе есть что показать и рассказать (кроме куплю/продам), люди сами будут тебя находить. «Каждый может продавать» и «каждому есть что показать» это инфоцыганский (мошеннический) призыв.
Расти, развивайся, старайся, учись.
7. Клиент не всегда прав.
Клиент очень часто не знает что ему нужно и не может этого объяснить, а еще он не разбирается в нюансах работы или имеет об этом некие собственные представления, которые не соотносятся с реальностью (особенно с твоей).
Знаешь что еще хуже? Что и фотограф не всегда прав… Потому что массовое распространение фотографии и технологий сделали фотографию простейшим способом дохода с нулевым порогом входа в профессию. И в реальности разговор о чьей-то правоте оказывается тупиковым.
Когда человек прав, он может это качественно аргументировать. Клиент может? А ты можешь? «Я прав потому что прав, потому что так принято» это… ПОЛНАЯ ШЛЯПА И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не будь таким.
P.S.:
Что-то из вышеперечисленного или все все (как и многие другие фотографические задачи) я могу помочь тебе решить в Мастерской. Долго, лично, бережно.
Прямо сейчас описания на сайте нет, я переделываю его два раза в году как и сам формат. Мастерская всегда растет и остается живой, очень надеюсь постоянного описания никогда не возникнет. Но ты всегда можешь спросить об этом у меня. До 1 декабря цена участия 5500 руб/месяц. (с 1 декабря — 6200)