Как снимать с плохим светом. …

«Плохой» — это очень условное слово… В Фотографии вообще нет ничего объективно плохого и хорошего. Все зависит от конкретной задачи, от жанра, вкуса, от того как это использовано. Так что здесь слово плохой означает что света очень мало. 

И если нет возможности уйти в другое место, включить, добавить свет, отменить, перенести съемку, можно переверунть все недостатки таким образом, что они превратятся в художественное средство. 

Многие кадры в этом посте репортажные. Т.е. я не вмешивался в сюжет, а лишь искал нужные настройки, но главное — точку съемки. Потому что ноги это главный инструмент фотографа. Еще важна голова, и нередко язык. А камера?.. Если предыдущими элементами научиться пользоваться, то на одном из последних этапов камера очень пригодится! Идешь на съемку? Не забудь ее. Но если ты думаешь, что она главная… снимать ты не научишься.

1. Сохрани атмосферу. 


Зачем в ясный полдень бороться с тенями, если их можно использовать? Зачем создавать тени в «синий час» если их почти нет? Зачем делать светлую картинку, если света мало? Сохрани то, что перед тобой есть. 

Начинающие (и не только) фотографы часто боятся использовать цвет и пытаются выровнять баланс белого. За исключением редких случаев и чьих-то личных предпочтений, смысла в этом примерно ноль. Вокруг все зеленое? Используй зеленый. Желтая лампочка? Да кайф же! Сделай еще желтей, это красиво:

2. Экспозиция.


Начинающие фотографы часто боятся недостаточного света именно из-за боязни делать картинку темной, «прорисовывать» объекты светом и проваливать тени. Только задумайся — тебе не хватает света, а ты гонишься за тенями… Вали тени! Там нет нужной информации. Сделай их черными черными. 

Помещай все нужное на свет и опускай экспозицию. Опусти экспозицию, не бойся, сделай выдержку короче (а на телефоне потяни экспозицию пальцем внииииииииз, в мииииинус…). Картинка четче, красивей и там будет свет!


3. Гравитация.


Гравитация?.. Да, не летай в облаках и в космосе, воспользуйся дарами матушки Земли! Во-первых — камеру не держат пальцами, ее держат руками. С маленькой все просто, а если она большая и тяжелая, ее держат левой рукой. Левая рука локтем упирается в грудь/живот (или на стол и что там перед тобой) и объектив прочно лежит на ладони. А правая ее придерживает и кнопочки жмякает (Не наоборот). 

Во-вторых рядом с тобой есть стены, деревья, столы, стулья, любые предметы — прижимайся к ним. И стой ровно, прочно, ноги пошире расставь.

В-третьих дыши. Опусти плечи и выдохни. Тело, которое плохо дышит, напрежяно. Напряженное тело не может двигаться плавно и стоять ровно.

4. «Естественные» и подручные источники света.


Если ты все еще обходишься без инфракрасного прибора ночного видения, значит свет все-таки есть. Где он? Подойди туда. Окно, форточка, фонарь, лампа, светодиодная лента, витрина, свеча, ночник… Снимай рядом, снимай ближе. Тебе правда так нравится дальний угол комнаты и возле кустов на краю двора, или ты все-таки хочешь сделать красивый кадр?

Долгие годы я игнорировал эту простую истину и наблюдаю как это делают другие. Но в самом темном месте прямо рядом с источником света этого самого света бывает так много, что даже слишком. Перемещайся в пространстве, не стой на месте.

5. Серийная съемка.


Если сюжет статичный, серийная съемка может помочь. Во-первых когда ты жмешь на спуск, камера немного сотрясается, во-вторых, если у тебя зеркалка, зеркало сильно хлопает и сотрясает камеру. Серия немного стабилизирует эти колебания и один из кадров в середине небольшой серии получается наиболее четким. (старая репортерская фишка!)

6. Контровик.


Пользуйся контровым светом. Ничего не видно в тенях? Снимай красивые контуры против света. Но дело не только в источниках света, а в тоне — найди самый светлый фон, на нем прекрасно видны темные контуры. Конечно они должны быть красивыми, выстраивай или лови.

7. Выдержка и съемка с проводкой.


…а обязательно чтобы все было четким? Переключи в ручной режим или в приоритет выдержки (S), поставь выдержку 1/30, 1/10… 1/5…  И еще можно! Пробуй ловить контуры, выразительные смазы. Лови момент. И да, придется делать больше дублей и потом выбирать. Фотография это работа, а ловить момент это одна из самых трудных работ.

Съемка с проводкой — это когда ты ставишь длинную выдержку, фиксируешься как можно более стабильно и стараешься двигаться (или вращаться) так чтобы объект съемки оставался всегда в одной «точке» кадра. Т.е. ты следишь за движущимся объектом, «ведешь» его, аккуратно вращаясь вокруг собственной оси. Потренируйся, это классно.

8. Накамерная вспышка (добавь к предыдущему пункту)


Ходят легенды, что накамерная (ну которая родная, встроенная) это баловство, и с ней снимать нельзя… С ней снимать льзя! А если еще и выдержку длинную поставить! 

Я даже днем так иногда снимаю! Суть простая — вспышка фиксирует объект перед тобой, а длинная выдержка «прорабатывает» пространство, а если еще в этот момент двигаться или крутить камерой или даже крутить зум, уу! Преврати проблему в выразительное средство.

9. Светлое на темном.


Найди самый темный фон и самую светлую одежду. А лицо и тело и так светлые. Пользуйся этим контрастом и раз не хватает света, не гонись за деталями, работай с формой (…я и при свете работаю только с ней))

10. Зерно.


Подними ISO повыше, а потом еще и зернища накинь! Оно добавит ощущение «воздуха», спрячет нечитаемые детали и небольшой смаз. 

А если тебе не нравится зерно, ты хочешь чтобы все было четко, с дневным балансом белого, ни один из советов тебе не нравится и т. д., все очень просто — не надо снимать с плохим светом.

Профессионализм это умение использовать обстоятельства себе во благо или менять их, а при невозможности это сделать, говорить «нет» и уходить без кадра. Пытаться сделать невозможное там, где это не возможно — это не профессионализм, а самодеятельность и каприз.

Как снимать с плохим светом. …

Пробуй! Когда получится, отмечай меня в сторис или в посте, обязательно загляну, подскажу что-нибудь, а то и поделюсь самыми лучшими ;)

Хочу научиться

Как снимать с плохим светом. …

Про твоих людей.

Где, как и зачем искать своих людей, как обсуждать, как говорить «нет» и т. д. Время изучения ~ 20 минут.